/ Флоренский

Православный взгляд против светского Мне кажется, стало несомненным, что обсуждение любви вообще и дружбы в частности, и в их конкретной жизненности, почти неизбежно подымает вопрос о явлении теснейше с ними связанном, — о ревности. Что практически этот вопрос выдвигается на первую линию по важности, — о том едва ли возможно двоякое мнение. Но, мне думается, не достаточно сознается большинством мыслителей его теоретическая важность: Вот почему мне кажется необходимым глубже проникнуть в понятие ревности. Полагаю, на основании сказанного в конце предыдущего письма, что уяснение понятия ревности служит, вместе, к уяснению самого понятия дружбы и любви. Итак, что же такое ревность? В основе ревности интеллигенцией принято усматривать и гордость, и тщеславие, и самолюбие, и подозрительность, и недоверие, и мнительность, — словом, все что угодно, но только не какое-либо моральное преимущество. Этот взгляд на ревность особенно свойствен тому веку, который был революционно-интеллигентским по преимуществу, — -му; и осуждается ревность в особенности в том месте, где просветительская рассудочность царила нетерпимее всего, — в Париже. Это, — несколько расплывчатое, житейское, — понимание ревности нашло себе законченную и психологически-мотивированную форму в чеканном определении ревности, данном Барухом Спинозою.

Столп и утверждение истины ( 2)

Сериальчик ничо так, занимательный. Гг"растёт над собой", попутно собирая"плюшки" и становясь всё круче и круче. Написано не плохо,но как-то по детски что ли очень уж наивно. Надо в аннотации подписать подростковая фантастика. И, надо сказать, изменил свое мнение. Нет, читать вполне можно, написано неплохо, но

Центральная книга Флоренского и во многом всего русского религиозного возрождения. «Столп и утверждение истины» — гениальная попытка.

Павла Флоренского — книга единственная в своем роде, волнующая, прельщающая. Русская богословская литература не знала еще доныне книги столь утонченно-изысканной. Это первое явление эстетизма на почве православия, ставшее возможным лишь после утонченной эстетической культуры конца века и начала века. На каждом слове свящ.

Флоренского лежит печать пережитого эстетического упадочничества. Это осенняя книга, в ней звучит шелест падающих листьев. Изысканные цветы православия свящ. Флоренского возможны лишь в ту эпоху, когда в католичестве стал возможен Гюисманс. К сожалению, нужно сказать, что у свящ. Флоренского эстетизм не всегда сопровождается хорошим вкусом. Как ни далек по природе своей свящ. Флоренского ни в чем нет наивности и непосредственности.

В основном было написано в годы его второго студенчества в Московской духовной академии — Самое интересное в это истории, что об этом Валуев ничего не знал. Богатый выбор, сказал кто то из толпы, к чему не понятно. Последним прижизненным фототипическим изданием является берлинское издание

Флоренский писал по поводу «Столпа»: «Дорогой и . также впервые появился как приложение к главе «Дружба» «Экскурс о ревности».

Флоренского Религиозно-философское мировоззрение П. Флоренского устремлено к постижению Истины, Бытия, Реальности как воплощения Бога и потому может сложиться впечатление, что в миросозерцании Павла Флоренского психология со-бытия является лишь земным и тварным отблеском непостижимо-высокого и духовно-трансцендентного бытия Бога и его явления в мире людей.

Однако, анализ религиозно-символической метафизики о. Флоренского можно выделить два больших и концентрических круга проблем. Ко второму кругу относятся проблемы мирского, земного со-бытия такие как онтология человеческой дружбы, человеческой любви, братско-товарищеских отношений, таинство брака, законы познания человека человеком и др. Важнейшую и исходную роль в сфере духовно-онтологических представлений П. Флоренского играют идеи о природе человеческой речи как способе человеческого общения.

Бахтина, человеческая речь в воззрениях о. Павла выступает как феномен, вненаходимый по отношению к божественной и человеческой сфере людского со-бытия, но органично связанный с этими сферами бытия. Рассмотрим сначала представления, которые выражают онтогносеологическую концепцию языка и мысли П. Многообразные аспекты этой концепции разрабатываются о. Важнейшая особенность концепции языка и мысли П.

Столп и утверждение истины

Итак, что же такое ревность? Эту мысль облекает игрою слов Шлейермахер или Грилльпарцер: Так и при ревности:

В 13 «Письмах к другу» П. А. Флоренский рассматривает, в лирическом и личном Дружба. ревность. И в обширных приложениях: • Некоторые понятия.

Итак, что же такое ревность? Эту мысль облекает игрою слов Шлейермахер или Грилльпарцер: Так и при ревности: Вот какими рассуждениями приходит Спиноза к этому своему классическому определению ревности. Совершеннейшая взаимная любовь есть любовь всепоглощающая; мы хотим сполна обладать ею, она — наше высшее счастие, которое мы ни с кем не хотим делить и никому не хотим уделять. Так возникает любовь, которая одновременно ненавидит и завидует, — ревность.

Эта страсть особенно сильна, если нашим счастием завладел другой; и чем сильнее было счастие, тем ярче разгорается ревность, так что она, если не укротит ее какая-нибудь иная сила, затемнит всю нашу душу: Но все же и тут, на почве спинозовского анализа, мыслима любовь без ревности, при полной взаимности, так что ревность, хотя и необходимая психологически при известных условиях, получает в глазах Спинозы оценку отрицательную, как , как затемнение сознания, как неукротимая страсть.

Таким образом, и Спиноза в итоге остается при ходячем понимании ревности. Почему же это произошло? Всюду мы читаем у него безличное , что должно перевести: Подозрительность, ненависть с завистью и т.

Н.А. Бердяев Стилизованное православие (об о.П.Флоренском) [1] / ...

Его основная работа"Столп и утверждение истины" несомненно является памятником русской культуры. Сам он назвал ее"опытом православной теодицеи" оправдание бога. Хотя, по большому счету, вряд ли ее значение исчерпывается только этим, и вряд ли она была бы столь значима в философском и общекультурном плане. Оригинальна форма этого произведения.

Внутренняя же форма произведения определена глубиной его философских размышлений. Эту форму Флоренский раскрывает в"Предисловии", которое фактически есть ключ к логике построения книги и в котором определяются основные проблемы и философские установки его мировоззрения.

по широте простирается от этики дружбы, семейно-бытовой морали, вос- .. П.А. Флоренский посвятил любви, дружбе и ревности немало страниц.

Бердяев Стилизованное православие об о. Флоренском [1]"Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах" свящ. Павла Флоренского - книга единственная в своем роде, волнующая, прельщающая. Русская богословская литература не знала еще доныне книги столь утонченно-изысканной. Это первое явление эстетизма на почве православия, ставшее возможным лишь после утонченной эстетической культуры конца века и начала века.

На каждом слове свящ. Флоренского лежит печать пережитого эстетического упадочничества. Это осенняя книга, в ней звучит шелест падающих листьев. Изысканные цветы православия свящ. Флоренского возможны лишь в ту эпоху, когда в католичестве стал возможен Гюисманс. К сожалению, нужно сказать, что у свящ. Флоренского эстетизм не всегда сопровождается хорошим вкусом. Местами безвкусна духовная риторика языка этой книги, это -"зажег я себе не более, как лучиночку или копеечную свечечку желтого воску","дрожащее в непривычных руках пламешко","как благоуханная роса на руно, как небесная манна, выходила здесь благодатная сила богоозаренной души","загораясь тьмами тем и леодрами леодров, сверкающих, искрящихся, радужно-играющих взглядов, переливаясь воронами воронов светозарных брызог, сокровища Церкви приводят в благоговейный трепет бедную душу мою" и т.

Читать онлайн «Столп и утверждение истины»

Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах осн. Название книги - это слова ап. Как видно из ее подзаголовка, она посвящена теодицее, т. Теодицея в понимании Флоренского - это прежде всего"восхождение нас к Богу", духовное подвижничество, к-рое"совершается энергиею Божиею". О том, какое важное значение придавал Флоренский этому труду, свидетельствует то обстоятельство, что последний прошел через несколько редакций. Первая относится ко времени окончания Флоренским Московской духовной академии и написания им кандидатского соч.

Эпистолярная дружба Флоренского с Розановым обладала неким «сюжетом ». .. Наконец, в главе «Дружба» (дополненной главой «ревность») автор.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении рабочих дней удалим его. Дружба как подлинная любовь имеет Божественный смысл. Это исходит из понимания того, что Бог есть Любовь. Совершенная Дружба соответствует пришествию Царства Божьего на землю, но для этого нужно добиться полного самопожертвования, изживания эгоизма в отношениях между людьми, приобщения к жизни Церкви Христовой.

Флоренский в своем толковании феномена Любви продолжает религиозно-философскую православную традицию Святых Отцов, при этом он предлагает свою оригинальную теодицею. Творчество мыслителей русского религиозного Ренессанса привлекает особое внимание. Каждый год выходят статьи, защищаются диссертации по творчеству В. Вышеславцева и многих других. Действительно, идеи Всеединства и Богочеловечества, мысль об одухотворении обожении всего тварного на основе всеобъемлющей божественной Любви на сегодня необходимы для улучшения культурной ситуации в стране, но это пока лишь потенция грядущих веков, питаемая надежда всех поколений живущих и живших на земле.

На наш взгляд, эти чаяния имеют под собой реальное основание. Общий прогресс человечества можно связать с постепенным углублением понимания любви на всем протяжении нашей эры, и в этом, нет сомнений, и состоит Промысел Божий. Подтверждением этому является главное событие человеческой истории — Боговоплощение, которое было свидетельством величайшей любви Творца к своему творению.

Любовь — лучшее доказательство бытия Бога.

Роза Мира и новое религиозное сознание

Изменяется само чувство жизни. И то был не только душевный сдвиг. То был новый опыт В те годы многим вдруг открывается, что человек есть существо метафизическое. В самом себе человек вдруг находит неожиданные глубины, и часто темные бездны. И мир уже кажется иным.

ги — гг. были исключены главы «София», «Дружба», «ревность» ( письмо. «Геенна» не предполагалось для магистерской работы с самого.

Флоренского Предыдущая 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 Следующая П. Флоренский — писатель, богослов, философ. Его основная работа"Столп и утверждение истины" несомненно является памятником русской культуры. Сам он назвал ее"опытом православной теодицеи" оправдание бога. Хотя, по большому счету, вряд ли ее значение исчерпывается только этим, и вряд ли она была бы столь значима в философском и общекультурном плане.

Оригинальна форма этого произведения. Внутренняя же форма произведения определена глубиной его философских размышлений. Эту форму Флоренский раскрывает в"Предисловии", которое фактически есть ключ к логике построения книги и в котором определяются основные проблемы и философские установки его мировоззрения. Флоренский исходит из наличия в жизненной практике человека двух миров.

И если"тот", другой, дан нам лишь в откровении, он существует как бы в мечтах, через них в них он и открывается и предстает как Единство, Покой, Устойчивость, то"этот", наш повседневный, тварный мир есть его противоположность. Каждое чувство имеет"противо-чувствие, каждое желание — противо-желание, каждая мысль — противо-мыслие". Он непостоянен, текуч, не един, а многообразен. Найти опору в этом потоке жизни можно лишь в вере, и об этом говорит тысячелетний опыт человечества.

Но как можно от рассуждений перейти к вере, ведь она не может покоиться на логике, она — чувство, которое больше иррационально неразумно, нелогично.

Теодицея П.А. Флоренского

Глава 3 Логика всеединства в работах Павла Флоренского Флоренский был живым воплощением философии всеединства: Очень удачно для нас, что в этом человеке соединилась глубина мистических постижений и отсутствие презрения к логике. Флоренский был достаточно хорошо знаком с идеями формирующейся в его время математической логики логистики , он профессионально владел математикой.

главы “София”, “Дружба”, “ревность” и все разъяснительные разделы. . Священник Павел Флоренский. Вступительное слово пред защитою на.

Приими ты меня-а на вечной поко-ой. Господи поми-и-и-и-и-и-луй… Что это? Кто стучался в ворота?.. Я снимал с гвоздя тусклую стенную лампу, одевал калоши и шел отпирать в сенях засов. На дворе — темнота, слякоть. Спускаюсь к калитке по осклизшей лесенке. Потом — снова стук. Отодвигаю засов у калитки, Открываю ее— никого. И еще мрачнее возвращаться в комнату… Сколько раз выхаживал я на стуки, сколько раз отворял калитку, и… только ветер входил гостем со мною.

От тоски не мог ни заниматься, ни молиться.

Этические проблемы в произведении Павла Флоренского “Столп и утверждение истины”

Данные этимологии подтверждают те заключения, к торым привел нас метафизический анализ понятия ревности. Ответ на этот вопрос дать не трудно. Рев-н-ив чрез свою старославянскую форму рьв-ьн-ив-ъ приводится к тому же корню, что и семейство слов рв-ен-и-е, рев-н-ост-н-ый, рев-н-и-тел-ь. Сербское рв-а-ти имеет смысл , рв-а-ти, - .

(Нужно прибавить к этому дружбу, о которой у Флоренского ( включая и ревность, и невозможность этого чувства сразу к двум и более лицам).

Парность духо-носных личностей несомненна. Так, по словам бл. Серафима Саровского жить ученикам его по одному и т. Какую важность придавал Господь дружбе, показывает рассмотренная выше притча о домоправителе неправедном. На это место обратил внимание уже св. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия — т. Духа Святого — и одухотворению всей твари.

Думается, что сам аграф достаточно говорит за себя, стоит только взять его, как он есть.

ВиГуки🌺